Выставка в Мультимедиа Арт Музее демонстрирует все грани гения авангарда

Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея

Александр Родченко — мультимедиахудожник. Именно такую идею утверждает выставка «Опыты для будущего», открывшаяся в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) к 125-летию со дня рождения гуру конструктивизма.

— Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками русского авангарда, до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, — рассказала куратор экспозиции и директор МАММ Ольга Свиблова. — Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.

Художник не делал различий между жанрами визуального искусства и МАММ отправился вслед за всеядным автором, представив фотографии, картины, графику, линогравюры, трехмерные объекты, эскизы декораций и костюмов к театральным и кинопостановкам, а также фрагменты фильмов, в работе над которыми Александр Родченко принимал непосредственное участие.

Имя Родченко сегодня известно во всем мире. И не только благодаря таланту — некогда семья художника подарила крупнейшим музеям мира его произведения. Сейчас Родченко называют создателем азбуки конструктивизма, одним из лидеров русского художественного авангарда, основателем советской рекламы. При жизни о таком пиетете он мог только мечтать.

Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея

Впрочем, со своим временем Родченко был связан как никто другой. Созданные им рекламные плакаты ГУМа, «Резинотреста» и «Мосполиграфа» знала вся страна. Слоганы для них придумывал Владимир Маяковский. «Самый деловой, аккуратный самый, в ГУМе обзаведись Мозеровскими часами». «Дождик дождь впустую льешь, я не выйду без галош. С помощью РЕЗИНОТРЕСТА мне везде сухое место». «Все специи какие надо, от горчицы до маринада. Нигде кроме как в Моссельпроме»…

Плакатами сотрудничество двух гениев (они называли себя «бандой конструктивистов») не ограничилось: именно Родченко делал авангардные декорации и костюмы для спектакля Мейерхольда «Клоп» по пьесе Маяковского.

Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея

И, конечно, без Родченко нельзя представить историю фотографии. Его излюбленной моделью была Москва. Многоликий образ столицы на его снимках соткан как из архитектурных образов, так и из выразительных эпизодов жизни простых людей. Вот женщина, поднимающаяся по лестнице с ребенком на руках. Лица не видно, фото сделано со спины. Динамику кадру придают черно-белые лестничные полосы.

— Он выбирал верхние точки зрения в городе как наименее разработанные, — раскрыл секреты художника внук Родченко Александр Лаврентьев. — Снимал Петровку из окон верхних этажей, наблюдал перспективу улиц с крыши, запечатлевая демонстрации на Пушкинской площади. Ему нужен был такой ракурс, чтобы передать глубину, масштабность городского пространства, его насыщенность деталями.

Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея

Первые фото современной Москвы Родченко сделал с балкона своей квартиры на Мясницкой улице. Архитектурные формы индустриальных построек давали возможность выстроить выразительный кадр. Этот опыт пригодился, когда Родченко стал художником-постановщиком фильма «Москва в Октябре», снятого в 1927 году Борисом Барнетом.

Как говорят кураторы экспозиции, у мастера не было случайных произведений или брошенных идей. «Если просмотреть всю мою работу за все время, то это будет огромное и совершенно новое произведение», — писал он. Оценить «произведение» можно будет до 13 ноября.