С похожего сюжета когда-то начинал Стивен Спилберг, у которого в фильме «Дуэль» маленькую легковушку с главным героем за рулем нещадно гонял по шоссе монструозный бензовоз. Дорожные маньяки — вообще неотъемлемая часть американской культуры. Они населяют небольшую область на пересечении границ двух областей покрупнее, завоеванных и эксплуатируемых этой культурой: одну из них занимает огромная разветвленная сеть пустынных дорог, вторую — собственно, маньяки. Наиболее заметные представители данного эндемичного вида — каскадер Майк из «Доказательства смерти» и Джон Райдер из «Попутчика», все мы их помним и нежно любим.

"Фея": Константин Хабенский осознает себя реинкарнацией Андрея Рублева

Но «Преследование» — отнюдь не американское кино, а голландское, и поэтому, учитывая, что Нидерланды никогда не славились ни маньяками, ни пустынными дорогами, маньяк дорожный приживается здесь с трудом. Ему попросту тесно на густонаселенной территории, а попытки создать благоприятные условия приводят лишь к тому, что созданные условия выглядят искусственными. Приходится на каждом шагу прибегать ко всевозможным ухищрениям, принуждать кого-нибудь к совершению идиотских поступков и к игнорированию адекватных той или иной ситуации опций.

При этом сам маньяк выписан здорово. Это совершенно заурядной внешности седовласый законопослушный европеец, чья законопослушность выходит далеко за рамки. Мотивы им движут примерно те же, что и ребятами, которые лепят наклейки на лобовые стекла припаркованных как попало автомобилей, но методы куда более радикальные. В качестве орудия он использует наполненный едкими химикатами баллон с опрыскивателем, а ездит на одном из самых популярных в Европе транспортных средств — белом фургоне немецкой марки. Идеальное сочетание неприметности и скрывающейся за неприметностью бездной жути.

"Безупречный": Хью Джекман крадет миллионы из школьного бюджета

Перевес то есть явно в пользу душегуба — на фоне вопяще-тупящих детей и взрослых он смотрится особенно выигрышно — и не факт, что это вышло ненарочно. В конце концов, соблюдай кое-кто ПДД, веди он себя повежливее — и ничего бы плохого не случилось. Что никого, разумеется, никоим образом не оправдывает, но переводит фильм в категорию нравоучительных притч.

Пожалуй, это тот редкий случай, когда голливудский ремейк европейского фильма пришелся бы кстати. Или даже, чем черт не шутит, российский ремейк. Нет, ну а что, у нас бы оно смотрелось ничуть не менее органично. Не все ж одинаковые ужастики про сверхъестественных квазифольклорных сущностей плодить. Да и рассматриваемая тема болезненно обостренного чувства справедливости, как было замечено выше, нам тоже не чужда.

4