«Территория» Фото: kinopoisk.ru

Опять про глухую тайгу (чем, как говорится, богаты), но уже без жанрового разнобоя. А в рамках одного выбранного направления — угрюмого лесного фолк-хоррора. Несколько деревень, одна из которых населена близкими родственниками со всеми вытекающими мутациями, соединённых полуразмытыми грунтовками, и вокруг бескрайние леса.

Где-то посреди вышеописанной местности потерялась супружеская чета археологов. На поиски выдвигаются их сын и его дядя, к ним тут же примыкает компания пара девиц-студенток. На протяжении следующих семи эпизодов этой небольшой группе предстоит ходить и ездить по дорогам меж деревнями, иногда срезая путь напрямки, натыкаться на различных неприятных личностей и сталкиваться со всякими дремучими хтоническими силами.

Звучит, положим, не особенно жизнерадостно, но так сказано ж. Угрюмый. Лесной. Фолк. Хоррор. И этого всего навалом. И угрюмости, и лесов, и фолка, и хоррора. Самая запоминающаяся сцена — как ведьма кормит грудью магических слизняков-паразитов. Которые далее становятся важнейшим сюжетным элементом, делающим сериал похожим то на «Нечто» в народной обработке, то внезапно на «Гоголя». Помните, как там Николай Васильевич черпал полезную информацию из обморочных видений? Вот как-то так. Единственное, финал разочаровывает. В стиле «на самом деле ничего этого не было». Ещё Аркадий Аверченко сто лет назад такие финалы решительно осуждал. И мы осуждаем.

«Обычная женщина», второй сезон

Второй сезон очень жирного криминального триллера «Обычная женщина» подзадержался на два года, поэтому напомним одной фразой»: ОЖ — это наши «Во все тяжкие», серьезно. Ну или что-то очень близкое по энергозаряду. Анна Михалкова отличнейше играет женщину Марину сорока лет. Теперь вот еще и многодетную мать. У которой муж-врач (Гришковец) с беременной любовницей, ехидна-свекровь (Догилева), проблемная дочь-студентка и… эскорт-бизнес под прикрытием цветочного ларька. Приносящий хорошие деньги, но забористых неприятностей, похоже, еще больше. И Марине приходится разруливать их хладнокровно, цинично и обыденно.

Тогда как сама ситуация, стартовавшая в первой серии первого сезона с задушенной в гостиничном номере проститутки, каждые сорок минут усугубляется по нарастающей, и схема ее решения, соответственно, усложняется. Достаточно указать (небольшой спойлер, изящная некрогалочка), что в новых эпизодах Марина почти себе запросто покупает, и за сравнительно скромную сумму, бесхозный труп молодой наркоманки — в качестве одной из деталей механизма решения проблем. И тут уже слегка теряешься, где кончается социально-семейная драма и начинается брутальная черная комедия с каменными лицами.

Первый сезон снимал Борис Хлебников. На втором режиссерское кресло отошло к его постоянной партнерше Наталии Мещаниновой, и переход этот настолько сработанный, ладный и без стыков, что вы и не заметите.

«Беспринципные» Фото: kinopoisk.ru

Богатые тоже плачут, ошибаются, бедокурят и ведут себя по-идиотски, это всем давно известно. Но вот показать плачущих, ошибающихся, бедокурящих и ведущих себя по-идиотски богатых так, чтобы это получалось хотя бы более-менее смешно, удаётся далеко не всегда. Тем ценнее, что в этом году у нас были «Беспринципные» Александра Цыпкина и Романа Прыгунова — не слишком интеллектуальное (прямо скажем, даже глуповатое) шоу, которое однако было не очень стыдно и довольно весело смотреть.

Особенно в первых эпизодах, где автор скопом пустил в ход, кажется, лучшие из своей коллекции анекдотов о финансово преуспевших жителях «Патриков». За экватором дела обстоят явно похуже — там уже и истории (якобы основанные на реальных событиях) куда скучнее, и сама карикатурно-гламурная стилистика успевает порядком надоесть, и появляется вдруг совсем не нужный в данном контексте мелодраматический тон. Отдельный вопрос, зачем было продлевать проект аж на два сезона, если и на один-то по-настоящему удачных новелл толком не хватило?

Разве только нам и дальше захочется смотреть на вдохновенную (за парой исключений) актёрскую игру: с Оксаной Акиньшиной всё и так ясно, Павел Деревянко в последнее время тоже стабильно радует своими неповторимыми ужимками-гримасами, но тут ведь ещё не так уж часто забредающий на большие роли Николай Фоменко и Максим Виторган ухитрились в хорошем смысле удивить.

«257 причин, чтобы жить» Фото: kinopoisk.ru

Очень симпатичная драмеди, которую с чем только не сравнивают (чаще всего — с «Дрянью», хотя сходство более чем условное) — да всё как-то не в кассу. Да и не надо — за полтора сезона (первый стартовал в этом году, второй сейчас на экваторе) этот милейший проект завоевал собственную аудиторию.

Девушка Женя узнаёт о ремиссии: рак отступил, теперь можно возвращаться к полноценной жизни. И тут вдруг выясняется, что все её близкие люди — моральные уроды: парень пользуется случаем и бросает, сестра бессовестно зарабатывает на болезни сестры, коллеги — тёмные хабалки, а начальник — просто бестактный кретин. Постепенно, однако, выясняется, что не всё так однозначно, и характеры обретают трёхмерность и сложность. На диво приятное кино, с изящной лёгкостью рассказывающее о совсем не лёгких вещах.

«Окаянные дни» Фото: kinopoisk.ru

В этом году формат скринлайф по понятным причинам обрёл огромную популярность (тут обзор). Только у нас в стране таких сериалов сняли не меньше десятка. И вполне закономерно, что лучшей комедией среди них оказался проект Семёна Слепакова, ранее подарившего нам великолепный «Домашний арест».

Короткие зарисовки, обыгрывающие нестандартные ситуации, возможные только благодаря специфическому «самоизоляционному» быту, бьют в цель, прямо скажем, не всегда, но уж когда попадают, смех сдержать невозможно. Тем более что в ролях — целая россыпь звёзд, от Трибунцева до Епифанцева.

#СидЯдома Фото: kinopoisk.ru

Другой представитель жанра — тоже один из пионеров карантинной волны, сериал авторов «Деффчонок», удивительно цельный и порой действительно забавный. Не лишённая недостатков (вроде навязчивого продакт-плейсмента, к которому, впрочем, пора бы уже привыкнуть), но достойная внимания комедия с народными в доску актёрами (Робак, Куценко, Анна Михалкова и так далее). Не сними Слепаков «Окаянные дни», быть бы #СидЯдома главным сериалом в этой категории.

«Зона комфорта» Фото: kinopoisk.ru

Снова скринлайф, снова комедия. Ярослав, наглый, жуликоватый и быдловатый владелец небольшой компании перевозок в Мурманске, сам того до конца не ведая, влезает в эпицентр неприятности с контрабандой — деловые партнеры перевозили ее в рыбе. В результате Ярик оказывается на нарах комфортабельной норвежской, но всё-таки тюрьмы. Государством тамошним к нему приставлен адвокат — «бывший наш народ», человек со специфическим юмором и крайне заниженными моральными и профессиональными качествами, помощи от которого ждать сложно.

Меж тем Ярику нужно как-то решать многочисленные вопросы — и по бизнесу, и по личной жизни. Причем и там, и сям всё очень кудряво и напористо: зам на фирме — хронический идиот, отбитые и чудаковатые контрабандисты наседают, а помимо жены у предпринимателя оказывается комплект любовниц. Которые тоже поддают пылу-жару — каждая на свой лад. А еще есть мама, заинтересовавшаяся хрестоматийной загадкой про «есть два стула…»

Можно по-разному относиться к обильному творчеству Гарика «Бульдога» Харламова и субжанру скринлайф-сериалов в целом, так успешно пришедшемуся на карантин, но здесь придется признать: в «Зоне комфорта» звезды сошлись. И это действительно отменная жвачка для мозга — легкий, грубый, пошлый, то и дело туповатый и местами несусветно смешной ситком. Из тех, что смотришь со стыдом и неловкостью за полученное от него незатейливое удовольствие.

«Безопасные связи» Фото: kinopoisk.ru

В списке «карантинных» скринлайф-сериалов можно было найти не только комедии, но и драмы, причём вполне сносные. Константин Богомолов отметился в этом году не только полноценным актёрским дебютом в «Психе» и атмосферной, но изнуряющей своим безудержным феминистским зарядом режиссёрской работой «Хороший человек». Была ещё крепкая драма — единственная в своём роде, ведь остальные на удалёнке кинулись снимать комедии. У Богомолова свой путь — своеобразный и извилистый, но время от времени законно требующий внимания. В «Безопасных связях» три автономных сюжетных линии, как минимум две из которых в состоянии по-настоящему увлечь.