В Париже в возрасте 73 лет скончался югославский и сербский кинорежиссер Гордан Паскалевич, принадлежавший к той немногочисленной плеяде профессионалов школы СФРЮ, который сумел реализовать свой талант и после распада страны. Он снял, среди прочего, такие картины, как «Обманчивое лето 68-го», «Аргентинское танго», «Бочка пороха», «Сон в летнюю ночь».

После окончания факультета кино и телевидения Пражской академии исполнительских искусств, Паскалевич снял свой первый полнометражный фильм «Сторож пляжа в зимний сезон», который вошел в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, был номинирован на Золотого медведя и завоевал приз C.I.D.A.L.C. За свою творческую карьеру он снял 30 документальных и 13 игровых фильмов.

Работы Паскалевича, а также актеры, в них задействованные, не раз становились лауреатами престижных кинофестивалей, а сам режиссер регулярно входил в жюри различных смотров. Съемки своего последнего фильма Nonostante la nebbia режиссер завершил в Италии в прошлом году.

We mourn Goran Paskaljevic, one of the most prominent names in Yugoslavian cinema. He passed away on 25 September in Paris. He was 73. We will miss him.
👉https://t.co/TiOlMvyiru pic.twitter.com/XNztt5klSY

— European Film Awards (@EuroFilmAwards) September 28, 2020

Радослав Зеленович, глава аудио-визуального архива и центра цифровизации Сербской академии наук и искусств (САНУ) характеризует работы Паскалевича следующим образом: режиссеру раз за разом удавалось снимать очень личные произведения, где главными героями зачастую становились обычные люди с бытовыми проблемами — и он защищал их, отставивал их право бороться за лучшую жизнь, вне зависимости от того, были они, скажем, посетителями пляжа или обитателями дома престарелых.

Боль утраты разделили и другие коллеги — актеры Бранислав Лечич и Сергей Трифунович. Лечич, близко знавший Паскалевича, рассказал о том, что режиссеру в своих работах удалось невозможное — воплотить все то, что составляет сущность сербского кинематографа и одновременно сохранить память о его традициях в очень тяжелые для страны времена.  Трифунович выразил в интервью сербскому агентству Танjyг свою бесконечную признательность маэстро, так как именно он дал тогда еще молодому актеру путевку в профессиональную жизнь, позвав в 1995-м году сниматься в «Чужой Америке», а три года спустя — в «Бочке пороха».

Актер Лазар Ристовски («Андерграунд», «Казино Рояль») охарактеризовал Паскалевича так: «Режиссер с легкой — и мягкой рукой».

Паскалевичу должны были вручить приз на Международном фестивале кинорежиссуры, который проходил в сербском Лесковаце 25-29 сентября 2020 года.