При чём тут премьер Госсовета Китая? Ну при том, что Запад с его лестницами капитализма никому уже не нужен, Америка, дословно, "вчерашний день", а будущее, надо полагать, за моделью КНР. По крайней мере, для Азии. И особенно для Индии, в которой представителю низшего класса Балраму не повезло родиться. В детстве его ласково сравнивали с белым тигром — столь же уникальный, мол, мальчуган, один из немногих. Умный, от природы одарённый, с грандиозными перспективами.

Что посмотреть: "Кинократия" рекомендует. Выпуск 18

Вернее, был бы с перспективами, не сомкнись вокруг стены обстоятельств: из-за них, проклятых, пределом мечтаний становится прислуживание какому-нибудь элитарию. И вот, казалось бы, счастливый билет в относительно хорошую жизнь — работа водителем у состоятельной, прогрессивной, приятной во всех отношениях семейной пары. Позже, правда, наступает осознание, что прогрессивные хозяева — всё равно хозяева. Прислугу за людей не особо считают —  нужно, значит, с ними пожёстче. И не в судьбе ведь конкретно Балрама дело. Дело — вообще в системе. Вышеназванной кастовой прежде всего. Но и в политической тоже. И в экономической. И во мраке, грязи, далее по тексту.

Здесь пора сделать отступление. Индийское кино — штука предельно разнообразная, однако в глазах иностранного обывателя обычно делится на три категории. Где первая — те самые мелодрамы с песнями-плясками Зиты-Гиты, вторая — специфические трэш-боевики, способные причинить (именно причинить) специфическое же удовольствие, и третья — пафосное, размашистое фэнтези или такие же экранизации древних эпосов. А тут вдруг зверь редкой породы — большая, обстоятельная, как у взрослых, социальная история по "букеровской" книжке, снятая аж для Netflix с привлечением американских денег. К тому же номинированная на "Оскар" за лучший адаптированный сценарий.

То есть по всем признакам сугубо экспортная вещь. Что важно, совсем не такая, как, например, "Миллионер из трущоб": если Дэнни Бойл подавал проблемы бывшей британской колонии под пряным соусом а-ля Болливуд, с шутками, прибаутками, сантиментами и всё теми же танцами, то режиссёр-сценарист "Белого тигра" Рамин Бахрани к своей стране, судя по выбранным интонациям, абсолютно беспощаден. Может, пожалуй, иногда над ней посмеяться — только смех у него злой, ехидный, саркастический. Очень уж похожий на смех Пон Чжун Хо в понятно каком фильме.

Третий сезон сериала "Штисель": уникальная трагикомедия держит марку

Собственно, с оглядкой на этот фильм, с желанием повторить его грандиозный международный успех, White Tiger явно и снимали. Имеется, в том числе, аналогичная ремарка про "запах бедности", и в целом параллели налицо. Вот вам, с одной стороны, левая повестка — ужасы общественного расслоения, ксенофобия, коррупция (куда без неё) плюс протагонист, которому вроде бы полагается сочувствовать. С другой стороны, вот вам отрезвляющие поправки: сам-то Балрам — тот ещё фрукт, чья дорога наверх будет залита кровью. А ещё до кровопролития — обильно испачкана всякими подлостями, гнусностями, подставами. Серая, стало быть, мораль.

Что с этим делать? Где грань между "так жить больше нельзя" и пресловутым "остановитесь"? Куда идти? Зачем идти? Вопросы, которые, как обычно в картинах подобного рода (и тем более с учётом сложных национальных нюансов), остаются без ответа; даже упомянутое письмо китайскому чиновнику — это, скорее, ирония. Меж тем отдадим должное кинематографической составляющей — выглядит всё вполне неплохо. Не без изящества дрейфует от триллера к чёрной комедии, от драмы к сатире, от сатиры обратно к драме. Фанатам "Паразитов" смотреть непременно: им, кстати, и к напропалую переигрывающим актёрам не привыкать. Остальные зрители хотя бы не заскучают.

3.5